Патриотизм, профилактика экстремизма и развитие межнациональных отношений

Патриотическое воспитание студентов Новороссийского института (филиала) АНО ВО МГЭУ


В утверждённой в конце прошлого года Государственной программе   "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации  на 2016 - 2020 годы» говорится о том, что «целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны,  повышения  уровня  консолидации  общества  для  решения  задач обеспечения  национальной  безопасности  и  устойчивого  развития Российской  Федерации,  укрепления  чувства  сопричастности  граждан  к великой  истории  и  культуре  России,  обеспечения  преемственности поколений  россиян,  воспитания  гражданина,  любящего  свою  Родину  и семью, имеющего активную жизненную позицию».
            Патриотическое воспитание является в настоящее время основной стратегией образования, так как подрастающее  поколение  России, молодёжь оказались самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится  в  своеобразном  ценностном  и  духовном  вакууме.  Молодежь  стала дезорганизована,  подвержена  влиянию  экстремизма,  разрушающего  традиционные ценности  русской  национальной  культуры,  национальных  культур  других  народов. В связи с этим возникает  объективная потребность современного общества в выпускниках вузов с высоким уровнем патриотизма.
Мы рассматриваем патриотизм как интегративное качество в структуре направленности личности. В свою очередь, направленность выступает как системообразующее свойство, в котором выражаются цели, для осуществления которых действует личность, ее мотивы и ценности, ее отношения к различным сторонам действительности.
В Новороссийском институте (филиале) МГЭУ действует система патриотического воспитания как составная часть работы формирования социокультурной среды вуза. Система патриотического воспитания включает в себя следующие компоненты.
1. Экзистенционально-мотивационный  компонент,  предполагающий формирование у студентов патриотических ценностей, мотивов патриотического самовыражения.
2.  Когнитивный компонент, реализация которого предполагает:
- знания и представления у студентов о том, что такое патриотизм и патриотическое поведение;
- отличие истинного патриотизма от квазипатриотизма (шовинизма, национализма);
- знание истории и своеобразия культуры своего отечества, места проживания, семьи;
- знание знаменательных событий и достижений своей страны, которые достойны гордости;
- знание истории и  культуры других народов (корсскультурный патриотизм).
2. Организационный компонент, предполагающий разнообразие  форм и методов  патриотического воспитания,  наиболее эффективных в условиях Новороссийского института (филиала)  МГЭУ.
Имплицитно патриотическое воспитание проходит через разные формы образования в филиале, но можно сказать, что в основном  по четырём направлениям: формирование патриотических качеств в единстве обучения, воспитания и общественного опыта; формирование патриотической идентификации молодёжи; формирование патриотизма как интегративного качества личности; воспитание патриотизма в разнообразных видах деятельности, прежде всего профессиональной. Процесс патриотического воспитания   является не обособленной категорией образовательного  процесса, а есть его неотъемлемая часть и основа.
Новороссийский институт (филиал) МГЭУ имеет достаточно большой опыт патриотического воспитания студенчества. Условия реализации этого направления воспитания  благоприятны тем, что Новороссийск – город–герой с богатой историей и патриотическими традициями. Эта работа ведётся как на внутривузовском уровне, так и в сотрудничестве с административными и общественными организациями города.
Студенты филиала – активные участники городских патриотических акций, таких как «Бескозырка», «Георгиевская лента», «Бессмертный полк»«Письмо Победы»  и др.  Традиционными стали встречи студентов с ветеранами Великой Отечественной войны, оказание им социально-психологической помощи. Ежегодно проводятся фотовыставки студентов и конкурсы творческих работ, посвящённых Великой Победе, Дню города, Дню матери.
Патриотическое воспитание осуществляется и в научной деятельности студентов. Они – активные участники краевых и городских научно-практических конференций по проблемам воспитания у молодёжи патриотизма и профилактике терроризма и экстремизма. В марте этого года в филиале состоялся круглый стол «Социально-психологические факторы экстремизма и терроризма и способы их профилактики», на котором  студенты разных направлений обучения, а так же приглашённый гость - ветеран краевого подразделения «Альфа»  обсуждали проблемы заявленной темы.
В филиале работает  студенческий научный кружок «Перспектива» кафедры общеюридических и гуманитарных дисциплин. Руководитель кружка доцент, кандидат философских наук А.И.Дзёма обсуждает со студентами  проблемы жизненных смыслов молодёжи, социально-философского понимания духовности, патриотизма и гражданственности .
 Интерактивные формы воспитательной работы наиболее привлекательны для студенческой молодёжи. Так, в прошлом году заместителем директора по воспитательной работе М.А.Писаревской и членами студсовета при поддержке Управления образования и Управления культуры г.Новороссийска были разработаны и проведены квест-игры патриотической направленности. Квест «Город-герой, именем России наречённый» прошёл накануне 70-летия Великой Победы, а  квест «История литературы и кино в Новороссийске» был  посвящён годам литературы и кинематографа в России (2015-2016г.г.)  и состоялся в декабре 2015 года. Участниками квестов стали старшеклассники г. Новороссийска, а разработчиками и организаторами – студенты Новороссийского института (филиала)  МГЭУ.